Свое начало реки Тигр и Евфрат берут с Армянского нагорья. В междуречье (в Месопотамии) примерно 5000 лет до н.э. поселились шумеры. Упоминания в эпосе гласят про их родину, которую они считали родиной всех людей – это высокие горы на острове Дильмун. Что заставило их покинуть горы – неизвестно никому.
В истории религии междуречье занимает особое место. Там, где сейчас пески и пустыни, когда-то, цвел Эдем, райский сад. Здесь Нимрод, потомок Хама, взялся за строительство лестницы на небо - Вавилонскую башню. В Уре халдейском, Авраам постиг истину единобожия. Отсюда Валаам изрек пророчество о "звезде Израиля", что она затмит всякое земное величие.
Религия Шумера представляет собой разительный контраст с допотопными местными культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось сложной структурой обеспечения, служителей, специализацией жрецов, и системой обучения.
Культура шумеров опережала развитие других великих культур на 100 - 200 лет. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему Востоку за несколько месяцев.
В истории религии междуречье занимает особое место. Там, где сейчас пески и пустыни, когда-то, цвел Эдем, райский сад. Здесь Нимрод, потомок Хама, взялся за строительство лестницы на небо - Вавилонскую башню. В Уре халдейском, Авраам постиг истину единобожия. Отсюда Валаам изрек пророчество о "звезде Израиля", что она затмит всякое земное величие.
Религия Шумера представляет собой разительный контраст с допотопными местными культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось сложной структурой обеспечения, служителей, специализацией жрецов, и системой обучения.
Культура шумеров опережала развитие других великих культур на 100 - 200 лет. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему Востоку за несколько месяцев.

От шумеров унаследованы основные для цивилизации изобретения:
- гончарный круг
- колесо
- обоженный кирпич
- архитектура
- литье металлов
- металлический лемех
- система орошения
- десятичная система счета
- лунный календарь
- часовой круг
- деление круга на 360°
- письменность
- система администрирования
- право
- архивное дело
- математика
- астрология
- литература
- школьная система обучения
- гончарный круг
- колесо
- обоженный кирпич
- архитектура
- литье металлов
- металлический лемех
- система орошения
- десятичная система счета
- лунный календарь
- часовой круг
- деление круга на 360°
- письменность
- система администрирования
- право
- архивное дело
- математика
- астрология
- литература
- школьная система обучения

Шумерское теократическое общество было приспособлено к копированию "небесных образцов", а не к изобретениям или преобразованиям. Эта цивилизация могла придти туда из других очагов культуры.
В эпосе о Гильгамеше праведник Ут-напиштим поведал, как по совету бога Эйи он со своим семейством спасся в ковчеге от потопа. Между прочим, в ковчег он взял искусных мастеров. Значит, если верить сказанию, культурные ценности допотопного человечества были сохранены шумерами.
Шумер был, вероятно, наследником лучшего, что было создано в "доисторический период" человечества. Кстати, шумеры и не приписывали себе изобретений. Они считали их даром богов, которые присутствовали как-бы рядом. Кое-кому боги оставили даже потомство. Отсюда натуралистический оттенок в чувстве "присутствия" Бога у шумеров.
Историки видят причину богатства и культурного расцвета Междуречья при шумерах в освоении поливного земледелия. Пустыня, которая раньше трескалась от жары, начала давать богатые урожаи.
Для охраны нажитого достояния шумеры построили города, в которых родилась новая форма жизненного уклада.
Город был неодолимым препятствием для кочевников. За их высокими стенами люди чувствовали себя в безопасности:
Город! Лик его излучает ужас!
Его стены! К ним и бог не подступится!
За стенами – гул, кличи жаждущих битвы, кличи военного становища!
Он – западня для стран враждебных, он их ловит ловушкой и сетью!

Свои города шумеры строили по образу Небесного Града, сообразно плану семи мудрецов. В верхнем городе находился храм бога-покровителя. В некоторых городах заметна тенденция планирования сферических улиц, с крестообразным пересечением. "Мишень", пересеченная крестом, сочетает символы неба (круг) и земли (крест).
Для полного сходства с небесным эталоном город окружали протокой или рвом с водой. Это было подобием подземной реки, через которую на лодке переправляются души умерших. Город был священным местом, судя по запрету использования там оружия.
Шумеры молились многим богам. Есть основания предполагать, что их многобожие связано с торговыми отношениями племен Междуречья.
Многобожие, как свидетельствуют данные археологии, появилось в эпоху земледелия. На ранних этапах истории существовал культ небесной Богини-Матери, и (на втором плане) культ Бога земли. В эпоху царств на первое место вышел культ небесного бога и (на втором плане) культ богини земли .
Многобожие могло возникнуть прежде всего из-за многочисленности имен. Каждое имя фиксирует какое-то из божественных свойств. Приверженность племен к разным именам со временем могло привести к появлению "племенных богов".
Многие историки склоняются к гипотезе о происхождении многобожия из ситуаций, складывающихся в результате завоеваний. Гипотеза состоит в том, что Бог завоевателей признавался "старшим", или главным, а бог покоренного племени - "младшим" или второстепенным.
Причиной многобожия могло быть и сближение племен благодаря их торговым отношениям. Торговли в нашем понимании в древности не было. В родовом обществе она шла только внутри племени. Это объясняется тем, что на собственность тогда смотрели как на часть личности владельца.
Иноплеменник мог купить имущество племени, только став родственником. Поэтому со временем появились специальные ритуалы породнения. "Братание” племен неизбежно влекло за собой "братание богов”.
Кое-где на Ближнем Востоке при совершении торговых сделок и поныне сохраняется архаический способ торговли. Платят трижды. Кроме цены, за товар дают еще доплату и подарок.
Цену можно считать эквивалентом стоимости товара. Доплату, вероятно, следует рассматривать как меру его значимости для собственника, а подарок – как жертву богу в свидетельство о сделке.
Вначале в жертву богу совершали возлияние масла в небольшой глиняный конус. Его крепили в стене как свидетельство совершенной сделки. К товару прикладывали "накладную” - деревянный предмет, с помощью которого новый хозяин мог магически "управлять” приобретением.